Противостояние крафт vs. крафти

О «крафти-пиве» в России заговорили несколько лет назад, после того как крупные пивоваренные заводы начали внедрять в массовое производство пиво в крафтовом стиле.

Перспективы рынка пивоварения

Перспективы у крафти направления есть. Крафтовые пивовары с появлением крафти-пива не пострадали. Массовое крафти только подчеркивает органолептику и качество напитка, производимого крафтовиками. Вкладывая огромные средства в продвижение продукта, крупные производители не надолго смогут убедить потребителей в том, что они употребляют настоящее крафтовое пиво. Пребывая какое-то время в иллюзии, в будущем потребитель захочет попробовать и настоящий крафт.

Многие крупные Российские пивоварни на волне подьема крафта запустили свои серии «крафтового» пива. Еще 5-7 лет назад чуть ли не «крафтом» воспринимался Old Bobby Ale от «Балтики», а теперь — резко, за два-три года — заматеревшие пиволюбы привыкли к индиа пэйл элям и имперским стаутам. В провинции ситуация еще запутаннее.

Old Bobby Ale от Балтики

Нет никакой опасности в том, что часть потребителей выберет крафти. Пиво производства крупных заводов – гарантированно качественный продукт по приемлемой цене. В отличие от них, маленькие крафтовые пивоварни зачастую этим грешат.

Крафти никогда не станет крафтом, и передела рынка не будет

Но передела рынка не будет. Крафти никогда не станет крафтом. Российскому рынку в ближайшие 20 лет это не грозит. Да и цели у массовых производителей такой нет. Причина не только в том, что в варочнике для массового производства невозможно произвести что-то интересное, штучное. Даже если пивной гигант выпустит настоящий крафт, продажа разливного пива будет затруднена, так как сбыт заточен на иной продукт.

Вместе с тем, привязывать крафт и крафти к объемам не корректно. Примером тому может быть фантастическая по размерам пивоварня BrewDog, которая производит уникальное пиво. А продукт, выпускаемый на маленькой частной пивоварне, может оказаться кормовым нефильтрованном напитком с двухнедельным сроком годности. Из всего этого напрашивается вывод, что история крафт vs. крафти намного шире, чем противостояние продуктов и обозначающих их терминов.

Крафтовое пиво

Пиво, сваренное личностью, а не советом директоров

Питерскими ветеранами пивного движения на одном из интернет-сайтов была дана точная трактовка, что такое крафт. По их мнению, такое название отвечает пиву, сваренному не советом директоров, а личностью. Конкурировать с настоящими крафтовиками у пивгигантов вряд ли получится.

Причин несколько:

  • нужна независимая хорошая крафтовая пивоварня;
  • потребуются серьезные инвестиции;
  • большая часть крафтового пива, производимого в России, варится не на собственных мощностях, а на контрактных;
  • крафт, выпущенный крупным пивзаводом, не получит одобрения экспертов и знатоков.

Единственной опасностью от реализации таких проектов является то, что из-за массового тиражирования термина «крафт», происходит его девальвация. И это не предполагаемые риски, а уже запущенные процессы. Кроме того, вчерашние производители живого пива, не меняя своей философии и технологий производства, тоже варят и продают «крафт», дискриминируя термин и сам продукт. При этом они не подозревают, что настоящее нефильтрованное непастеризованное пиво сохраняется десять месяцев, а не две недели.

Встает вопрос, чем является появление такого пива на российском рынке — благом или злом. Вполне возможно, что вместо крафти в скором будущем появится еще какой-нибудь новый термин.

Всем Крафт!